Автосервис «Невский» приглашает на постоянную работу мойщика автомобилей автомобилей. Требования: опыт работы от 1 года. График работы — 3 дня через 3 дня (с 9.00 до 21.00). Контактное лицо — Ольга Владимировна (телефон +7 (812) 973-63-11). Контактное лицо — Екатерина Викторовна (телефон +7 (812) 406-78-60). Узнайте о всех вакансиях по ссылке — ВАКАНСИИ!
Многие автолюбители уже в зародыше отказываются от идеи приобретения авто, узнав про вариаторную коробку. Но если еще пару лет назад автомобили с вариаторами на отечественном рынке были в диковинку, то сегодня, практически каждый производитель в своей производственной линейке применяет данный вид трансмиссии.
Наиболее продвинутыми в этом оказались японцы. За исключением Mazda у всех японских брендов имеются вариаторные авто и уже в нескольких модификациях. И если ранее вариаторы применялись лишь на маломощных малолитражках (Honda Fit, Nissan, Mitsubisi), то сегодня вариаторные коробки с успехом используются и на внедорожниках (Outlander, Murrano, Audi и др).
Попробуем разобраться. «Ничто не ново под луной». Современный автопром за идею вариаторов должен благодарить Леонардо Да Винчи, который еще в далеком 1490 году изобрел данный вид передачи. Впоследствии, этот вид соединения использовалась изредка мельниками, хоть и надежного механизма так получить и не удавалось. Наиболее массово идею Да Винчи начали применять промышленники в 18-20 веке в конвейерных механизмах. Естественно, использовались резиновые ремни, которые, не выдерживая нагрузок, быстро изнашивались.
Но сверхпрочная цепь, используемая в современных автомобилях, намного прочнее резины. При должном уходе и эксплуатации, автомобили с вариаторами сочетают в себе все плюсы разновидностей автоматов и механики. Несмотря на то, что сегодня этот вид трансмиссии оброс легендами, понятие «сложная конструкция» — явно не подходит к определению вариатора. На самом деле принцип работы довольно простой.
В основе Continuously variable transmission (CVT) — дословно непрерывно переменная передача — лежат два цилиндрических конуса, которые, меняя расстояние между собой, изменяют длину окружности, регулируя вследствие этого мощность передачи. Диаметр первого шкива постоянный, второго — переменный. В цепи используются высокопрочные материалы, а для современных автомобилей отметка даже в 200 тыс. км пробега при правильной эксплуатации далеко не предел. Единственно, вариаторы очень и очень требовательны к качеству масла. Исходя из принципа работы, любые неправильные смазочные просто напросто воспламеняются.
На сегодняшний день можно сказать с уверенностью, что современные вариаторы весьма и весьма надежны в эксплуатации. В сравнении с автоматами, по экономичности, динамике, комфорту они не только не уступают, но и во многом превосходят последние. Преимущества очевидны. Отсутствие передергиваний от передачи скоростей, так как их просто нет. На одной и той же модели вариатор потребляет порядка 20-25% топлива меньше vs автомат.
Но, увы, есть и свои подводные камни. Концерны, как правило, отводят вариаторам пробег сопоставимый в 150-200 тыс. км. Однако, при «рваной» манере вождения, цепь и шкивы валов могут не выдержать и отметки в 20 тыс. км. И если первый ремонт можно как-то списать на гарантийный, то последующие связанные затраты уже ваши, которые могут быть весьма и весьма существенными.
Задиры на шкивах не поддаются проточке, поэтому при зацепах или стирании их придется заменить новыми, что тоже затратно. В целом можно сказать, что полная замена вариаторного агрегата обойдется владельцу порядка в 30% от стоимости всего автомобиля.
Итак, как было сказано выше, «масляной голод» – это враг №1 любого вариатора. В чем же отличие масла вариаторного от обычного? Для вариаторов в смазку заложена особенная концепция. Масло не только должно смазывать поверхности, но еще и не давать проскальзывать ремню по шкивам. Нонсенс, скажете! По идее, одно понятие исключает второе. Но именно это положено в основу вариаторных масел. В этом и их уникальность. По цене вариаторное масло раза в полтора дороже обычного. Помните, что экономия на вариаторном масле ни в коем случае не допустима. Стоит только уровню масла опуститься ниже должного, цепь начнет проскальзывать по шкивам, а это самое верное начало конца любого вариатора.
Приобретая б/у вариатор, настоятельно выясните у прежнего владельца, когда было заменено масло и масляной фильтр. В идеале, лучше самому заменить, несмотря на увещевания о недавней замене. Не рискуйте. Замена масла и фильтра вариатора, даже в сравнении с частичным его ремонтом – сумма смешная.
Помните, что не каждое масло подойдет к вашей модели и даже к одной и той же модификации с различными годами выпуска. Как правило, концерны указывают точный тип и даже марку масла, которое должно использоваться на их вариаторных детищах. Например, Honda Fit до 2005 года использовало масло ATF-Z1. Но уже после 2005 года специалисты Honda разработали новый тип масла Honda Multi-Matic Fluid, и соответственно составляющие вариатора подвели уже под него.
Теперь о пробеге. Как правило, средний пробег для вариаторного масла концерны отводят в 50-60 тыс. Но в идеале, ополовиньте, чем чаще замена – тем вам спокойнее и надежнее. Покупая б/у CVT авто, вариатор легко проверить на изъяны. Выберите ровный участок дороги и равномерно проезжайте его на низкой скорости. Если при этом будут наблюдаться рывки или показания тахометра будут неоправданно завышены, то от покупки подобного экземпляра, не задумываясь, откажитесь.
Ни в коем случае нельзя буксировать ТС с вариатором при выключенном двигателе. Только при включенном агрегате создается необходимое давление масла. При отсутствии такой возможности от движения с «галстуком» следует отказаться и дождаться эвакуатора. При частичной погрузке, как минимум, ведущие колеса должны быть зафиксированы.
Неисправный датчик скорости может сыграть с вариатором роковую шутку. В случае отказа датчика ремень скидывается блоком управления в аварийное положение, что вызывает экстренное торможение двигателем. В данном случае ремень может деформироваться, а в худшем случае, вовсе разрушиться. Но это случается на высоких скоростях. При малых скоростях, вариатор не пострадает. Исходя из этого, покупая поддержанный автомобиль, проверьте датчик скорости. При малейших неполадках, замените новым. Естественно, желательно от именитого производителя.
Удел вариаторов — плавная езда. Это заложено в их концепции. Если вы любитель агрессивного типа вождения, то вариатор вам не подойдет. При плавном разгоне и замедлении ремень вариатора работает в оптимальном режиме, исключая лишние продольные нагрузки.
Вариаторная цепь изготовлена из высокопрочной подшипниковой стали или титана. На шкивы она опирается не плоскостью, а поверхностями сочленений. Если при движении будет наблюдаться нехарактерный гул с релевантной области, то это говорит о том, что на шкивах появились задиры. При дальнейшем движении, в случае если сам ремень затрет задиры, гул может и пройти, но это случается крайне редко.
Ну и самый худший вариант – обрыв ремня. Как правило, он рассыпается на лепестки, которые забиваются во всевозможные щели. Если все же подобный инцидент будет иметь место, сразу же выключите двигатель и дождитесь эвакуатора.
Теперь что касается техобслуживания. Увы, владелец вариатора должен быть готов не только к техническим неурядицам. Дело в том, что сервис для авто вариаторного типа находится еще в зародышевом состоянии. И это в больших городах. Что же говорить о перифериях? Специалистов, прошедших «обкатку» на вариаторах сыскать лишь днем с огнем, а если и нашли, то работают в официальных сервис-центрах. Но и это еще не все.
Производители свои вариаторы считают неремонтоспособными, вследствие чего, запчасти к ним просто-напросто не поставляются. Если европейцы к этому более-менее лояльны, то азиатские автопромы и вовсе считают вариаторную коробку «штамповкой». Если повезет, вы сможете приобрести вариатор с разобранных авто или же выписать новый, что будет затратно, как по времени, так и по деньгам. Одним словом, помыкаться придется.
Но, тем не менее, у CVT коробок большое будущее. Самое главное, чтобы вариатор не портился с самого начала. Специалисты нашей СТО гарантируют, что своевременный уход обеспечит вам долгую и надежную эксплуатацию.