Балансировка колес

Балансировка колес

Многие автовладельцы недооценивают такую процедуру как балансировка колес. Как правило, владелец автомобиля едет в мастерскую делать балансировку только в том случае, если имеются явные признаки необходимости этой операции. Однако доводить автомобиль до такого состояния крайне нежелательно. На самом деле, делать балансировку или развал-схождение колес рекомендуется один раз в 10-15 тыс.км. В большинстве случаев эту процедуру совмещают с сезонной сменой покрышек.

К чему приводит дисбаланс

Прежде всего, необходимо дать четкое определение понятию дисбаланса колеса. Под этим термином понимается неравномерное распределение массы колеса по окружности. Кроме того, определенный баланс должен соблюдаться в вертикальной плоскости относительно ступицы колеса. Перечислим наиболее часто встречающиеся последствия дисбаланса:

  • быстрый износ подшипников ступицы;
  • уменьшение ресурса шарниров равных угловых скоростей (в случае с переднеприводным автомобилем);
  • неравномерный износ покрышек.

Именно для предотвращения таких последствий и общего увеличения ресурса подвески, рекомендуется выполнять балансировку регулярно, а не по мере крайней необходимости.

Почему нарушается баланс и как это вовремя заметить

Балансировка колес может нарушаться по нескольким причинам. К ним можно отнести естественный износ покрышек, загрязнение обода колесных дисков, утерю балансировочных грузов и прочее. Сильные удары также приводят к дисбалансу. Например, если ваш автомобиль попал в яму на большой скорости, то в этом случае определенно не помешает проверить балансировку, а также схождение колес.

Очень часто балансировка нарушается по причине потери специальных грузиков. Балансировочные грузы существуют двух типов: с креплением на край диска и на самоклеящейся основе. К сожалению, оба типа грузиков рано или поздно просто теряются. Особенно часто эта проблема касается именно самоклеящихся грузиков. Если мастер перед наклеиванием груза не обезжирил диск, что довольно часто встречается в «гаражных» сервисах, то потеря неизбежна.

В зимнее время водители часто сталкиваются с замерзанием грязи на внутренней стороне диска. Если на диске неравномерно замерзли загрязнения, то дисбаланс здесь неизбежен. Однако для устранения этого явления достаточно лишь помыть колеса автомобиля теплой водой. Аналогичная ситуация встречается при частой езде по грязным грунтовым дорогам.

Заметить дисбаланс колес достаточно легко. При езде, на определенных скоростях будет чувствоваться биение колес. А в том случае если дисбаланс имеется на передних колесах, то биение будет отчетливо передаваться на рулевое колесо. Не заметить это достаточно сложно. Однако стоит учесть, что явно виден будет лишь сильный дисбаланс. Слабое изменение распределения массы не будет заметно, однако это будет влиять на ресурс подвески.

Процедура балансировки

Балансировка колес осуществляется на специальном стенде. Такой стенд имеет универсальную ступицу для закрепления на ней колес. После установки колеса на стенд, оно раскручивается до определенной скорости, и электроника автоматически определяет, где и какой груз нужно установить. После установки одного грузика тест повторяется, и так до достижения конечного результата.

Здесь стоит отметить, что балансировку рекомендуется проводить исключительно в проверенных и надежных сервисах. Дело в том, что даже автоматический стенд может давать неверные показания в том случае, если он сам установлен неправильно. Для корректной балансировки, стенд должен быть установлен строго по уровню, что довольно редко соблюдается в сомнительных сервисах.

После проведения балансировки следует обратить внимание на то, как мастер расположил грузики. Дело в том, что грузы должны быть сосредоточены в одной точке на внешней стороне колеса и также в одном месте на внутренней. Кроме того, общая масса грузов должна быть минимальной. Если это условие не было соблюдено, то в этом случае рекомендуется попросить мастера повторить балансировку, либо обратиться в более качественный сервис.

Финишная балансировка

Многие крупные сервисные центры выполняют финишную балансировку колес. Эта процедура проводится непосредственно на установленных, на автомобиле колесах. Для этого поднимается одно колесо и возле него устанавливается специальный стенд. Далее автоматика раскручивает колесо до определенной скорости и определяет, в каком месте необходимо дополнительно установить балансировочный груз. Такая процедура позволяет окончательно сбалансировать колеса с учетом дисбаланса ступиц, ШРУСов и других приводных деталей.

Помните, что регулярная балансировка значительно продлит ресурс подвески. Стоит такая процедура не дорого, поэтому пренебрегать ею определенно не стоит.