Что лучше, механика, автомат, вариатор или робот?

При покупке автомобиля, мы зачастую оказываемся довольно перед сложным выбором – на какое авто пересесть. Выбрать механическую коробку передач, или автоматическую? Если же выбор пал на автомат, то какой именно? Классический, «робот», или вариатор? Интернет кишит обилием материала, причем как полезного, так и хлама. Поэтому мы и решили от лица нашего коллектива популярным языком прояснить и выделить все плюсы и минусы распространенных коробок, с тем, чтобы помочь автолюбителю определиться с выбором, исходя из личных потребностей.

Традиционная МКПП

Основной плюс механики – независимость агрегатов. Под капотом у вас ДВС и «черный ящик» МКПП со всеми шестернями,

механическая коробка

валами, муфтами и синхронизаторами. Стоит нажать педаль сцепления, и коробка с двигателем разъединяется, после чего вы можете выбрать скорость передачи из ваших предпочтений. Это и считается основным плюсом «механики», особенно актуально для «продвинутых» водителей, которые любят водить авто «своим умом» и умеют принимать адекватные решения, исходя из дорожной обстановки. Авто с МКПП и водитель – это тандем. По-другому и быть не может. Водитель «чувствует» свою машину, полностью регулируя работу двигателя. Пересесть заядлым любителям механики на автомат довольно сложно.

Но, приверженность приверженностью, а минусы очевидны. И если сбросить со счетов «рукопашную» в условиях городских пробок, ДВС при МКПП, технически не защищен. В данном случае ресурс силового агрегата напрямую зависит от манеры вождения. Повторяющиеся ошибки переключения могут привести к серьезным поломкам, как в самой коробке, так и в двигателе. Кроме того, «крутой нрав» приверженца агрессивного типа вождения сводит на нет ресурс. В данном случае дорогостоящий капитальный ремонт ДВС и МКПП не за горами. Пожалуй, это и есть основной минус «механики».

Классический автомат или гидромеханическая автоматическая коробка передач

«Автомат» был разработан с тем, чтобы «отдохнуть» от ручного управления. Особенно это актуально в плотном городском движении. Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, принцип работы классической гидромеханической коробки схож с работой ветряной мельницы. Представьте себе поток воздуха, приводящий в движение лопасти мельничного винта. В случае с автоматом, энергию ветра осуществляет ДВС, мельничного пропеллера – коробка, ну а вместо воздуха у нас специальная трансмиссионная жидкость необходимой плотности. Как же это все работает?

Опять-таки под капотом у вас ДВС, «черный ящик» коробки, только в отличие от «механики», диск сцепления регулирует не педаль в салоне, а герметичный жидкостной механизм — гидротрансформатор. Зададите вопрос, к чему все это?

гидромеханический автомат

А для того, чтобы плавно трогаться с места, плавно переключать скорости без участия ног и рук. Вот именно эти функции возложены на гидротрансформатор. Последний, не теряя усилий ДВС, и делает всю работу за вас. Жидкость передает вращательное движение, а что касается скоростей, то они переключаются автоматически с блока управления, в зависимости от движения и нагрузки. Раньше БУ были также гидравлическими.

Плюсы автомата в сравнении с «механикой» очевидны. В первую очередь это испытываемый комфорт при вождении. Не нужно ничего переключать и выжимать сцепления. Если брать в расчет техническую сторону, то автомат сохраняет ресурс ДВС, служа своеобразным буфером от внешнего воздействия. При должном уходе, и если не изображать из себя гонщиком Формулы-1, ресурс его отпущен на весь срок пользования автомобилем. Как правило, при должном уходе, автоматы не «ломаются».

К основному недостатку автоматов, в сравнении с механикой, относят более высокое потребление (на 30-40% выше, чем у того же авто «механики») горючего, в условиях его тенденции подорожания. Кроме того, моменты переключения скоростей заметно ощущаются в салоне. В связи с повышенным потреблением топлива, исходя из вышесказанного, высокие требования по экологии стандартов Евро-3, Евро-4 и Евро-5 занижают перспективы данного типа коробки в обозримом будущем. Так что инженерам на тему классического автомата придется порядком попотеть.

Вариатор

Для того чтобы концепцию работы вариатора, представьте многоскоростной велосипед. Едете в гору, переключаете на большую звездочку. Педали крутить надо больше, но выигрываете в тяге. Едете по ровной дороге, тогда звездочку меняете на меньшую. Обороты педалей, соответственно, уменьшаются. А теперь, представьте, что вместо цепи, между звездочками у вас ремень, который перемещается по конусу не на шестеренках, а на шкиве, диаметр которого может изменяться. Это и есть вариатор. Один диаметр шкива постоянный. Второй переменный. То есть диаметр его изменяется в зависимости от команд блока управления. Между шкивами прочнейший ремень, который представляет собой цепь из металлических пластин высокой прочности. Вот вам и весь принцип «черного ящика вариатора». К ДВС вариатор подключен тем же гидротрансформатором.

variatornaia korobka

Плюсы вариатора очевидны. В первую очередь это комфорт вождения. Вариаторы, по сути, убрали все минусы «механики» и классического автомата, связанные с переключением скоростей. Отсутствуют моменты передачи скоростей, так как их попросту нет. Ремень плавно перемещается по конусу шкива. В сравнении с классическим вариатором, потребление топлива ощутимо ниже, порядка 20-25%. Можно также отметить, что в связи с жесткими санкциями по экологии, вариаторы являются перспективными авто. Практически любой вариаторный автомобиль, выпущенный после 2005 года, удовлетворяет регуляциям Евро-4. То ли еще будет.

Но не обошлось и без недостатков. Вариатор дорог и требователен в уходе. Масло меняется в нем порядка в два раза чаще, чем у автоматов и стоит оно дороже. Ресурс ремня ограничен. Высокие требования к электронике. В случае поломки, частичный ремонт практически невозможен, так как производители считают узел неремонтоспособным и запчасти вариаторов, практически, не поставляют. Полная замена узла обходится порядка трети стоимости авто. Кроме того, требователен вариатор и к манере вождения. Агрессивный тип вождения может «убить» вариатор и на десятой доле ресурса.

«Роботы». Роботизированные коробки передач

Чтобы понять, как работает робот, представьте себе обычную механическую коробку передач. Все та же педаль сцепления, все та же рукоять переключения скоростей. Вот только в «роботах» все механические усилия выполняют электроприводы, которые регулируются электроникой. Вроде бы все просо, да вот на программами и надежностью исполнительных механизмов конструкторам пришлось порядком попотеть. Но на сегодняшний день роботизированные коробки передач являются самыми экономичными, даже в сравнении с классической «механикой».

коробка робот

Ведь посудите сами, робот не ошибается, не впадает в депрессию, не устает, а делает свой «клац-клац» передачи в самое нужное время. Но и тут присутствует своя оборотная часть медали. Как не пытались конструкторы оптимизировать «робот», авто дает ощутимые «клевки» при быстрых разгонах. Особенно это неприятно при обгонах. Кроме того, для «роботов» пагубно сказываются пробуксовки в агрегатах сцепления. То есть, как и у «механики», ДВС от перегрузок не застрахован.

Резюме:

Как видите, нельзя сказать однозначно, что лучше, механика, автомат, вариатор или робот. Каждому свое, каждый должен исходить из того, как он будет использовать автомобиль:

Если вы «живете» автомобилем и он является вашей каждодневной составляющей, то вам сложно будет отказаться от «механики» в пользу вышеназванных разновидностей АКП;

Если ваше кредо скорость и маневры, то с тем, чтобы не «запороть» ДВС, вам следует склоняться к классическому автомату;

Если вам нужен внедорожник, то вам под стать «механика» и «автомат». Вариатор и робот во внедорожниках, это скорее «паркетные» варианты. Выбор за вами;

Если вы преимущественно передвигаетесь в городском цикле, и вам важна экономичность и малые габариты, то «роботы» вам подойдут как нельзя лучше;

Если вы любите комфорт при вождении, а предельная плавность хода ваш основной конек, то «вариатор» выдуман именно для вас.